понедельник, 3 января 2011 г.

Porgy & Bess

Советская пластинка фирмы "Мелодия" с сюитами из опер Д. Гершвина.
Не написать об этом я не могу, потому что, дожив до 23х лет, глаза мои наконец открылись, руки дотянулись,а ноги дошли до классической оперы Джорджа Гершвина "Порги и Бесс". Это то самое произведение, которое прославило братьев Гершвиных, именно в нем звучит  Summertime, ставшая с течением времени джазовым стандартом. Кстати, интересный факт о песне: считается, что за основу для написания арии Гершвин взял украинскую колыбельную "Ой ходить сон коло вікон", которую он услышал в Нью-Йорке в исполнении Украинского Национального Хора под управлением Александра Кошица.
Но прежде, чем высказывать свои восхищения и ощущения по-поводу этой бессмертной вещи, надо все же сказать пару слов о том, что же это есть, о чем, и как появилось. Гершвин, прочитав в 1926 году роман Дюбоза Хейорда «Порги», решил написать оперу на этот сюжет. Хейрод и его жена сделали из романа театральную постановку с элементами музыки, которая была сыграна около 365 раз и имела успех. Однако настоящий фурор  случился, когда она была переработана в оперное либретто. В 1934 Гершвин приступил к созданию музыки, Хейрод написал большую часть текста и некоторые стихи были написаны братом композитора Айрой Гершвиным. В 1935 году состоялась премьера, которая произвела эффект разорвавшейся бомбы.Опера неоднократно ставилась по всему миру и неизменно популярна и сейчас. В России "Порги и Бесс" в оригинале не звучала с 1951 года, так как по завещанию Джорджа Гершвина это произведение должны исполнять только темнокожие артисты.
Братья Геошвины
Вкраце сюжет таков: 20-е годы прошлого столетия, негритянский район одного из крохотных американских рыбацких поселков, который населен не самыми счастливыми, но хорошими людьми. Порги - нищий калека, влюбленный в Бесс, девушку грузчика Крауна. Однажды Краун во время игры в кости убивает одного из своих соседей и скрывается. Бесс остается совершенно одна и никто не хочет ей помочь, только Порги дает ей приют в своей лачуге. Бесс становится его женщиной. Однако, Краун подкарауливает девушку на острове, куда она отправляется с соседями на церковный пикник, удерживает ее силой два дня. После этого Бесс бредит в горячке, упоминает о том, что Краун придет за ней. Порги обеспокоен, но Бесс говорит, что любит его и не хочет, чтобы Краун забирал ее. Однажды ночью он приходит, но Порги убивает его. Затем Порги забирает полиция, и все уверены, что его посадят в тюрьму. А местный наркоторговец, который давно хотел завладеть Бесс, рассказывает девушке, как хорошо в Гарлеме и уговаривает ее поехать с ним в Нью-Йорк. Через некоторое время Порги отпускают из-за отсутствия веских улик. Тот возвращается, и узнает, что Бесс, отчаявшись, уехала. Тогда он садится в свою тележку, запряженную козой, и отправляется за своей женщиной.
Томас Керри и Кэрол Брайс в "Порги и Бесс"
В 1959 году впервые появляется экранизация оперы, спродюсированная Сэмюэлем Голдуином. Длится она около двух часов и включает только главные арии. Фильм получает награду за лучшее музыкальное сопровождение. Выпускается пластинка с саундтреком. Это действительно игровой фильм с красивой картинкой и профессиональными актерами. Позже в 70-х "Порги и Бесс" была снята целиком. И это уже оказывается не мюзикл, где действие и диалоги сопровождаются песнями, а именно оперная постановка, запечатленная на пленку.
Постер к фильму 1959 года
Честно говоря, я не слишком сильна в классике и джазе, поэтому о музыке мне писать сложно. Конечно, та же Summertime обрела уже свою совершенно самостоятельную жизнь, и ее исполнение Эллой Фицджералд и Луи Армстронгом известно всем и каждому (они же, кстати, записали вместе большинство песен из оперы). Однако, остальные арии, не знаемые столь широким кругом, достойны не меньшего внимания. Например, абсолютно гениальная песня молодого рыбака Джека, убаюкивающего с помощью нее своего сына, Women Is a Sometime Thing - задорная, веселая, правдивая. Подобных звучных песен в опере много - это говорит о том, что несмотря на то, что квартал не самый благополучный, люди в нем  могут и умеют радоваться. В опере много спиричуэлсов (госпелов) - духовных песен афроамериканцев. Но тут же появляется немного кабацкая It Ain't Necessarily So, обладающая таким ритмом и смыслом, что и сейчас популярна и интересна. Или же трогающая и пронизывающая до глубины души My Man’s Gone Now, призывающая почувствовать всю горечь потери. Вообще, у этой оперы есть какое-то особое качество - она действительно доносит содержание, даже не зная английского можно понять каждое слово. И самое ценное - музыка, уже не совсем классическая, джазовая, ритмичная, помогает в этом.
Вообще, у меня до недавнего времени совсем не возникало желания ознакомиться полностью с оперой. И я поняла, что совершенно зря, потому что это не просто для галочки или для  возможности поддержания разговора, это действительно приносит удовольствие, причем тройное - визуальное, слуховое и интеллектуальное.

Комментариев нет:

Отправить комментарий